BTAS: Каким он мог быть

nobtas-basementBatman: The Animated Series (BTAS) по сей день остается эталоном среди мультсериалов, использующих в качестве основных персонажей героев комиксов. По общему признанию, секрет его безоговорочного успеха кроется в крепких сценариях, в самых разных дозах сочетающих экшн, саспенс, юмор, драму и иногда трагедию, замечательном ансамбле актеров, подобранных для озвучивания, мрачной, часто тревожной атмосфере и правильном представлении о главном герое и готэмском мифе.
Но каким бы было любимое несколькими поколениями шоу, если бы один или больше вышеуказанных компонентов были изменены в корне? Если бы оно было переполнено детского уровня социальными посланиями? Если бы Джокера озвучил не Марк Хэмилл? Или если бы мистер Фриз был всего лишь безумцем, одержимым бриллиантами (что-то знакомое…)?
А ведь такое вполне могло быть, и тому множество свидетельств.
“Думаю, если бы не пришел Алан Барнетт, у нас было бы намного больше серий вроде этой”, — говорит Фрэнк Паур о своем собственном и искренне ненавистном ему эпизоде I’ve Got Batman in My Basement. Шон Кэтрин Дерек была редактором сюжетов до Барнетта, и ее взгляд на главного героя шоу был достаточно специфическим: в ее представлении он был не мрачным мстителем, держащим в страхе преступный мир, а Белым Рыцарем, защищающим бездомных и несущим детишкам мысль о том, что мусор надо кидать в корзину. По словам Брюса Тимма, разница во взглядах между Шон Дерек, с одной стороны, и им и Эриком Радомски, с другой, обнажилась в первые же месяцы подготовки шоу. Только что назначенные продюсеры видели, что одобренные Шон сценарии совсем не соответствуют их непростому видению, а Дерек считала, что ей вовсе не обязательно слушать двоих высокомерных выскочек, вчерашних художников. Конфликт дорос почти до решения продюсера Джин Маккарти прикрыть проект вообще, но, к счастью, все разрешилось заменой Дерек на Барнетта, по-настоящему поставившего BTAS на ноги.
Примечательно то, как Тимм и его единомышленники пытались улучшить сценарии, сосватанные им Шон Дерек. Например, о The Forgotten Брюс говорит так: “Я не хотел делать этот эпизод с самого начала. Шон Дерек обожала делать шоу с социальными посланиями. А моя большая проблема с шоу с посланиями – тот факт, что вы не можете решать мировые проблемы за полчаса мультфильма. Если вы ставите вопрос о бездомных, что вы можете сделать? Это заставляет эпизод выглядеть очень эксплуатирующим, потому что вы просто используете проблему как экзотический фон. Вы не можете обсуждать проблему на сколько-нибудьnobtas-forgotten значимом уровне в 22-минутном приключенческом мультфильме. Поэтому я добавил сцену со сном, где Брюс в бараках с множеством людей, желающих взять у Брюса милостыню, а у него нет достаточно денег для них всех, и они окружают его и душат. Недостаточно для него заклеить проблему в конце, предложив двум парням работу. Это просто не работает”.
Именно Шон Кэтрин Дерек занималась ранней разработкой образа Кэтвумен в BTAS, и дать персонажу ни к селу, ни к городу мотивацию по защите исчезающих кошачьих видов однозначно было ее идеей. Разве что P.O.V. можно было б зачислить в удачи Дерек, но и то – в титрах значатся, кроме нее, еще два сценариста.
Но если кто считает самого Тимма далеко мыслящим гением, рассчитавшим абсолютно все с самого начала, то это тоже не совсем соответствует реальности. Его первоначальные планы на первый продюсерский опыт существенно отличаются от окончательного результата, о чем свидетельствует “Библия для сценаристов”, написанная Брюсом, Митчем Брайаном и, да, Полом Дини почти за два года до премьеры первого эпизода BTAS. Там даны описания статус-кво, основных персонажей, плюс приложен список из 22 предполагаемых первых эпизодов, которые должны служить ориентиром для сценаристов. Этот последний особенно интересен: предложенные в нем сюжеты мало чем отличаются от предыдущих гастролей Бэтмена на телевидении, если сменить комедийную составляющую на серьезную. Скажем, тут мистер Фриз – хитрый ученый, под прикрытием своей лаборатории занимающийся похищениями бриллиантов. Безумный Шляпник – другой обычный вор, руководящий бандой “Алиса в стране чудес”. Ясно, что в обоих случаях вдохновение пришло к Дини уже во время работы над конкретными сценариями об этих персонажах.
nobtas-jokerВ случае с Джокером первоначальная концепция Тимма и компании (гениальный злодей, сочетающий угрозу и юмор в самых разных дозах того и другого) была настолько гибкой, что продержалась почти без изменения до самого конца существования их DC Animated Universe: в своем каждом новом эпизоде Клоун – Принц Преступного Мира хоть немного отличался от себя предыдущего и при этом оставался самим собой. Неудивительно, что из всех крупных злодеев именно посвященные ему два сюжета из 22-х пошли в работу, дав основу эпизодам Christmas with the Joker и Be a Clown. Однако в этом случае образ определил не сценарный курс, а выбор актера для озвучивания – Марка Хэмилла.
Общеизвестно, что Марк был не первым актером, приглашенным на эту роль продюсерами BTAS. Первым был Тим Карри, довольно известный актер кино (“Легенда”, “Один дома-2”, “Три мушкетера”). Несомненно, роль зловещего клоуна Пенниуайза была стимулом, побудившим продюсеров выбрать именно этого исполнителя.
Дальнейшие события окружены самой настоящей тайной. Постепенно версия о том, что Карри по какой-то причине просто не смог взять участие в озвучке первых эпизодов, сменилась другой: Тим озвучил, по одной версии, 1-2, а по другой, и вовсе 3-4 эпизода, и только после этого был сменен Хэмиллом. Одни утверждают, что голос Карри был слишком страшен для “детского” шоу. Другие – что в то время актер бросил курить, и у него возникли такие проблемы с голосом, что он не мог подолгу имитировать Джокеровский смех. Третьи – что он просто не понимал образ, и в его исполнении шут-маньяк был похож на любого другого обычного злодея. Говорят, что из-за того, что пара эпизодов была анимирована по озвучке британца Карри, Хэмиллу пришлось использовать “английский” вариант его Джокеровского голоса, чтобы реплики “попадали в рот” уже готовому персонажу. Говорят, что Брюс Тимм иногда дает послушать узкому кругу запись одного эпизода с Джокером-Карри, и “очевидцы” утверждают, что актер играет две абсолютно разныеnobtas-jcurry личности – оттого и неуспех. И еще говорят, что на самом деле смех клоуна-убийцы версии Карри может услышать любой: на примерно 17-й минуте Be a Clown его издает механический клоун в луна-парке, где малыш Джордан пытается спрятаться от Джокера-Хэмилла.
Одним словом, вокруг “потерянных записей” Джокера-Карри сформировалась легенда, вполне сравнимая с той, что окружала в СССР “первые три эпизода “Звездных войн” в 80-е, за полтора десятилетия до выхода “Скрытой угрозы”. На самом деле достоверно известно лишь то, что Тим числится в “дополнительных голосах” эпизода Fear of Victory… ну и в слух с роботом-клоуном тоже просто хочется верить.
В отличие от Джокера, первоначальная версия Двуликого претерпела существенные изменения. Приведенный в “Библии для сценаристов” вариант удивительно напоминает “Бэтмен навсегда”: получив в лицо кислотой от бандита, метившего в Рыцаря Ночи (!), прокурор начинает винить в своем уродстве именно Человека – Летучую Мышь и бороться с ним. А в своем следующем эпизоде из 22-х Дент начинает похищать трио вещей, уничтожать одну из них, а две оставлять себе. В конечном итоге он заполучает все трио защитников добра – Бэтмена, Робина и Бэтгерл, – и один из них нужен ему непременно мертвым. Не такой уж плохой сюжет для Двуликого, скажем, Бронзового Века, но то, что в итоге изобрел для BTAS Барнетт, несравненно лучше.
Раздвоенный злодей (срисованный для BTAS, как ныне считается, с актера Ральфа Беллами) мог и звучать совсем по-другому (хотя слух о том, что на роль пытались заманить Аль Пачино, кажется совсем потусторонним). По словам Ричарда Молла, во время проб Андреа Романо попросила его изобразить голос в стиле “Крестного отца”, однако они быстро вернулись к голосу, использованному для роли злого колдуна в “Подземельях и драконах”, и именно этот вариант устроил всех.

nobtas-pengnobtas-riddler

Тимм и Дини долго размышляли, как сделать заметным оппонентом Пингвина, и решили, что это должна быть угроза никак не физическая, а интеллектуальная – коварный преступный босс. Лучшая из их идей заключалась в том, чтобы сделать Освальда отдаленным аналогом Нормана Бейтса, гангстером, во всем слушающимся свою маму, которую видит лишь он. В этом случае у Бэтмена появлялся дополнительный шанс унизить Кобблпота, называя его маменькиным сынком. На всех этих планах поставил крест “Бэтмен возвращается”: студия даже пустила Брюса Тимма на съемки, чтобы он получил представление о том, каким должен быть его Пингвин, и сделал для себя рисунки.
Совсем другими были проблемы с Риддлером. Среди 22-х имеются два совсем неплохих сюжета с королем загадок: в первом он выступает в неожиданной роли, спасая Темного Мстителя во время тюремного бунта, поскольку простые уголовники не заслуживают чести покончить с героем, а во втором перепрограммирует систему защиты только что ограбленного им сверхсовременного небоскреба, превращая его в смертельную ловушку для архи-врага. Трудности творческого коллектива были связаны с тем, что этот Нигма не должен был походить на комичного злодея, который сыплет детскими загадками-шутками. Требовались умные, желательно визуальные ребусы. Вследствие такого подхода мусорные корзины работников BTAS были набиты Риддлеровскими сценариями, которые оказались чересчур длинными или заумными, чересчур причудливыми или многословными.
nobtas-catsВ случае с Кэтвумен нельзя не обратить внимание на то, что полностью черный эскиз намного лучше использованного в мультфильме серого; в одном сюжете из 22-х она попадает на частный остров, где богатые спортсмены охотятся на исчезающих кошачьих. Раш аль Гуль в своем сюжете пытается заставить Бэтмена помочь ему украсть драгоценную статую Кали – мелковато для злодея его калибра. Крок страдает синдромом Питера Паркера: он становится монстром вследствие укуса странной ящерицы. В сюжете с Затанной в качестве противника использован Джентльмен-Призрак, а не клон Орсона Уэллса, как в готовом эпизоде. В 22-х даже присутствует пара собственных злодеев – Архитектор (никакой связи с появившимся в последние годы) и Безумный Маэстро.
История создания BTAS – классическая иллюстрация того, насколько сложным и витиеватым может быть творческий процесс: даже талантливым и хорошо разбирающимся в выбранной тематике людям часто требуется немало времени и усилий, чтобы по-настоящему овладеть материалом и представить на суд публики действительно высококачественный результат.

Вадим Григорьев.

Добавить комментарий