КРИМИНАЛЬНАЯ КЛОУНАДА (Джокер в комиксах Золотого Века. Часть 3)
В 50-х наступил черед чистой клоунады: уже почти не страшный преступный шут откровенно “лунил” во многих случаях, придумывая все новые комичные способы оставить с носом своих преследователей. Лишенные признаков серьезности сюжеты сопровождались соответствующими рисунками, свидетельствующими (по контрасту со зловещими первыми Джокеровскими историями) о том, что для этого клоуна битва с Бэтменом — лишь игра, в которой никто не может серьезно пострадать.
Джокер продолжал появляться на страницах “бэтменианы” чаще, чем любой другой злодей: его modus operandi, завязанное на шутках, розыгрышах, пародиях и пр., давало намного больше возможностей для изобретения шаблонных сюжетов, чем кошки у Кэтвумен или птицы с зонтиками у Пингвина. Большинство историй строились по классической трехраундовой схеме: негодяй побеждает Бэтмена и Робина и уходит с награбленным; во второй раз он опять убегает, но уже без добычи; в третий раз его ловят. Другой популярной схемой было пленение одного или обоих героев во время второго столкновения. Лицом данного периода был, несомненно, Джокер Спранга; другими художниками, многократно рисовавшими в то время Клоуна – Принца Преступного Мира, были Лью Шварц и Шелдон Молдофф.
Наиболее заметными событиями периода были первая (хоть и не самая удачная) попытка рассказать историю происхождения шутника и истории, использованные в дальнейшем на телевидении, — “Пояс Джокера”, экранизированный создателями телесериала 60-х, и “Миллионы Джокера”, ставшие основой для сомнительного качества эпизода TNBA. Также следует упомянуть попытку организовать Джокеровский синдикат по всей стране, случайный обмен телами между архи-врагами и обнаружение своих Джокеров в эпохе “Тысячи и одной ночи” и в далеком будущем.
“Бэтмен. № 49” (“Арабские ночи Бэтмена”; октябрь-ноябрь 1948 г.): Читай тут.
“Бэтмен. № 52” (“Счастливые жертвы”; апрель-май 1949 г.): Читай тут.
“Бэтмен. № 53” (“Шпилька, мотыга, ножовка, дыра в земле”; июнь-июль 1949 г.): Читай тут.
“Детективные комиксы. № 149” (“Преступления со звуковыми эффектами”; июль 1949 г.): Читай тут.
“Бэтмен. № 55” (“Дело о 48 Джокерах”; октябрь-ноябрь 1949 г.): Читай тут.
“Бэтмен. № 57” (“Преступления весельчака”; февраль-март 1950 г.): Читай тут.
“Бэтмен. № 59” (“Бэтмен в будущем”; июнь-июль 1950 г.): Читай тут.
“Лучшие в мире комиксы. № 48” (“Криминальная песня”; октябрь-ноябрь 1950 г.): Читай тут.
“Детективные комиксы. № 168” (“Человек в Красном Колпаке”; февраль 1951 г.): Первая версия происхождения злобного шутника. (Подробнее о ней – в главе “Откуда он взялся?”). Автор Билл Фингер. Художник Лью Шварц.
“Бэтмен. № 63” (“Криминальные костюмы Джокера”; февраль-март 1951 г.): Читай тут.
“Бэтмен. № 66” (“Комедия ошибок Джокера”; август-сентябрь 1951 г.): Читай тут.
“Бэтмен. № 67” (“Человек, написавший шутки Джокера”; октябрь-ноябрь 1951 г.): Читай тут.
“Детективные комиксы. № 180” (“Миллионы Джокера”; февраль 1952 г.): При попытке сбежать из тюрьмы застрелен гангстер Кинг Барлоу, и весь преступный мир собирается в его доме, чтобы узнать, сколько завещал покойный каждому из своих друзей-сообщников. Лишь присутствие Джокера удивляет бандитов: все знают, что Кинг был его старым врагом. Клоун – Принц Преступного Мира отвечает, что адвокаты Барлоу попросили его прийти, а он не привык отказываться. Адвокат начинает читать завещание мафиози, и, удивительно, каждый из товарищей покойного получает какую-нибудь безделушку. Как ни странно, все свое огромное состояние (миллион долларов наличными плюс состояние в золоте, драгоценностях и платине) Кинг завещал именно клоуну-злодею. Не теряя времени зря, Джокер увозит все свое обретенное богатство и покупает большой особняк (дом с 87 комнатами кажется ему слишком маленьким). Теперь он обедает в тех же клубах, что и Брюс Уэйн; Бэтмен и Робин, которые не могут доказать, что состояние Барлоу – награбленное, гадают, что преступник будет делать теперь, когда у него нет необходимости грабить, чтобы жить жизнью миллионера. Бывшие помощники приглашают злодея ограбить дом смеха, но тот больше не заинтересован в подобных делах. Однако через некоторое время Джокер выясняет, что большая часть денег Барлоу, как и золото с драгоценностями – фальшивки. Теперь же ему надо заплатить двухмиллионный налог с приписанной ему в завещании Кинга громадной суммы. Не желая признать, что его обвели вокруг пальца, Джокер решает тайно вернуться к ограблениям, чтобы собрать денег. Он раздумывает, совершить ли новое “преступление со звуковыми эффектами” или использовать один из своих “криминальных костюмов”, но понимает, что для того, чтобы не привлекать к себе внимание, ему надо отказаться от своего фирменного почерка. Он совершает самое ординарное преступление – грабит банк, унеся оттуда 200 тысяч, но рядом с банком находят афишу, придающую происшедшему юмористический оттенок. Рыцарь Ночи подозревает, что Джокер взялся за старое, но не может этого доказать, так как архи-враг продолжает вести свой роскошный образ жизни. В клубе злобный клоун приходит в ярость, когда Уэйн поднимает с пола уроненную им пачку купюр, и, проведя дома анализ, герои понимают, что было тому причиной: все купюры в пачке, кроме верхних, были фальшивыми. Замаскированный Джокер грабит оперу, после чего Бэтмен тайком уносит оттуда все билеты на “Паяцев”. Позже бывшие коллеги знакомят шутника-миллионера с Дюком Горманом, давним поклонником его “творчества”. Горман уверен, что именно Джокер ограбил оперу, так как оттуда пропали билеты на “Паяцев”, хотя злодей не понимает, как это могло произойти. Растапливая фальшивыми деньгами камин в своем огромном особняке, Клоун – Принц Преступного Мира готовится к новому преступлению. Он пытается украсть 50 тысяч, собранные для зоопарка, но при появлении сторожа убегает, бросив коробку, чтобы его не опознали. Прибывший на место Бэтмен понимает, что это его шанс, и бросается за вором. Утром Робин и посетители зоопарка находят мстителя запертым в клетке с летучими мышами. Все вокруг уверены, что Джокер использовал белолицую обезьяну с покрашенной в зеленый цвет макушкой, чтобы в темноте заманить героя в клетку, и запер его там на ночь; Человек – Летучая Мышь становится всеобщим посмешищем. Дюк Горман поздравляет шутника с удачным унижением Бэтмена. Хоть Джокер этого не делал, он не может отказать себе в удовольствии, признает, что шутку с защитником добра сыграл он, и в качестве доказательства показывает Горману фигурку, которую прихватил из стола директора зоопарка. Каково же его удивление, когда позже Бэтмен, Робин и полиция приходят его арестовать: Темный Рыцарь сыграл роль Дюка Гормана и записал признание клоуна на пленку. Хоть в клетке герой запер себя сам, Джокера теперь можно арестовать за попытку ограбить зоопарк. Злодей бросается к выходу, пытаясь разрезать стекло одним из своих бриллиантов, однако камень фальшивый, и Джокер снова попадает в лапы правосудия… Автор Дэвид Верн Рид. Художник Дик Спранг.
“Лучшие в мире комиксы. № 59” (“Тузы Джокера”; июль-август 1952 г.): В своем логове в комнате, украшенной его многочисленными портретами, Джокер, пожевывая длинный мундштук, представляет своей банде двух ее новых членов. Один из них, Брайс, ужасно худой, а второй, Хопкинс, носит толстые очки. При виде этих не слишком мужественных на вид новичков удивленные громилы интересуются у босса, не сошел ли он с ума (что за вопрос?). “Эти люди — специалисты для специальных работ! Остальные присоединятся позже! В том числе Брюс Уэйн, добрый друг Бэтмена! Ха-ха-ха!” На следующий день Клоун — Принц Преступного Мира готовится ограбить расположенный в лесистой местности особняк Дэнни Фэрроу, радиокомика и миллионера. Фэрроу установил эффективнейшую систему безопасности, включая электрифицированную стену, но злодей нашел ее уязвимое место — старую, узкую, неиспользуемую сточную трубу, которая ведет из леса в подвал особняка. Через нее не способен пролезть ни один человек — кроме Брайса. Проскользнув в подвал, доходяга вырубает электричество, дав Джокеру и его людям возможность войти в дом, связать его владельца и уйти с добычей. Брюс и Дик, отдыхающие после игры в гандбол, вынуждены ответить на Бэт-сигнал. Комиссар Гордон вводит их в курс дела, а у преступного шута уже готов новый план. Его мишень – завод карточной компании “Козырь”. Туда невозможно пронести любые спички, зажигалки и металлические предметы, так как пластмасса, из которой изготовляют карты, очень огнеопасна. Однако Хопкинс, используя свои толстые очки, направляет туда солнечный луч и устраивает пожар. Под покровом пламени шутник и его подручные грабят компанию, одев асбестовые костюмы; Бэтмен и Робин появляются слишком поздно, чтобы остановить их. На следующий день Джокер готовит новый удар: маскируется, нацепив пенсне и бородку, и ведет своих помощников в выставочный зал, где на одном из стендов демонстрируется очень дорогой кинжал, украшенный драгоценными камнями. Пока бандиты отвлекают внимание стражей, Бейкер, еще один новый “специалист”, хватает кинжал и прячет его у себя в горле. Все присутствующие обысканы, но, поскольку беспомощные полицейские ни у кого не находят пропажу, злоумышленники весело удаляются через дверь. Чувствуя, что их деятельность в последнее время стала чуть менее эффективной, Бэтмен и Робин придумывают план, как поймать хохочущего негодяя. П. У. Рейли, британский коллекционер изобразительного искусства, посвященного клоунам, посещает Готэм, привезя всю свою коллекцию, и герои решают понаблюдать за ним, будучи уверены, что это прекрасная наживка для Джокера. Тем временем в своем убежище злодей представляет своим подчиненным еще одного “специалиста”… стройную рыжеволосую даму, заходящую в комнату по его зову. Это Хоп Дули, “лучший в мире мастер перевоплощения в женщин”, поясняет удивленным и восхищенным громилам криминальный гений. Он пригласил Дули, чтобы тот, надев реалистичную резиновую маску, изобразил жену П. У. Рейли. Он должен, явившись в арендованные англичанином апартаменты, взорвать газовые капсулы из своего кошелька, вырубив всех находящихся в доме, чтобы Клоун — Принц Преступного Мира мог его спокойно ограбить. Когда переодевшийся Дули появляется на месте будущего преступления, дуэт борцов со злом находится там. Они сразу вычисляют злоумышленника и награждают его ударом, от которого он летит через всю комнату; появившийся как раз в этот момент Джокер после небольшой схватки убегает снова. “Итак! Бэтмен все испортил, верно? Хорошо, теперь я отомщу, нанеся удар “ближе к дому” — по его другу, Брюсу Уэйну!” — веселится в своем укрытии злодей. Уэйн для него — еще один “специалист”: в вырезке из записной книжки шутника написано, что Брюс был в колледже чемпионом по стрельбе из рогатки, “современным Давидом”. Негодяй похищает Дика Грейсона и заставляет Уэйна прийти в его Ха-Хасиенду. Преступники затем вынуждают его поучаствовать с ними в круизе на Бермуды. План состоит в том, что Брюс поможет провезти контрабандой украденные бриллианты, выстрелив камешки из рогатки один за другим через иллюминатор их океанского лайнера на ожидающую их яхту в готэмской бухте. Взяв первый бриллиант, Брюс посылает его далеко от цели. “Послушай, Уэйн! Больше не промахивайся!” — вопит злобный шут, но не успевает его жертва выполнить приказание, как на борт судна поднимается полиция. Оказывается, Брюс стрелял вовсе не бриллиантами, которые припрятал в ладони, — он использовал кусочки полого кристалла с лампы, разбитой им раньше. Кристаллик, полетевший не в ту сторону, на самом деле содержал послание для полицейских, где было указано, что происходит и где держат Дика. Когда Джокер вновь пытается удрать, Брюс и Дик, одев свои костюмы, бросаются за ним. Они безуспешно обыскивают корабль, пока изможденный, шатающийся Джокер сам не выбирается вдруг из темного отсека, хрипя: “Надо же — попасть в тупиковый отсек, где нет воздуха!” Надев на злодея наручники, Бэтмен сообщает врагу, что тот мог сбежать, используя свой собственный талант: его мощный, резонирующий смех мог разбить вдребезги иллюминатор в отсеке, позволив ему удрать… Автор Дэвид Верн Рид. Художник Лью Шварц.