ЭКШН В КОРОТКОМ ФОРМАТЕ (“Лига Правосудия в действии” и роль Джокера в ней)

Общеизвестно, что Джокер BTAS – это если и не самая, то по крайней мере в первой пятерке самых лучших воплощений образа Клоуна – Принца Преступного Мира в культуре вообще. Скажем, Джеф Лоэб на вопрос, кто подал образ легендарного злодея лучше всех, отвечает четко: Брюс Тимм и Пол Дини. “Фактически безупречно, — добавляет он, — что действительно экстраординарно, учитывая времена, когда они переосмысливали, как Бэтмен должен быть презентован анимационным способом, и в результате рассказали некоторые из лучших историй о Бэтмене, когда-либо рассказанных”.
“Он вроде как смесь всех предыдущих Джокеров, какие были… — говорит о своем клоуне-убийце Брюс Тимм. — Все от версии Сезара Ромеро из шоу Адама Уэста до даже еще более комикс-ориентированной, использованной в старых мультфильмах “Филмейшна”, и немного Джека Николсона тоже. Трудность с Джокером была в том, что мы действительно хотели попытаться сделать его настолько темным, психотичным и страшным, насколько могли в пределах ограничений детской программы. Но в то же время мы не хотели делать его настолько темным и страшным, чтобы он перестал быть забавным, потому что он Джокер. Он вроде как страшный клоун, что означает, что он должен быть страшным и должен быть забавным.
Даже при том, что его чувство юмора – не то, о чем мы нормально думаем как о сводящем живот юморе, мы все же хотели поддерживать чувство, что за ним занимательно наблюдать. Даже в его самые смертоносные моменты”.
Пол Дини называет криминального шутника наименее человечным из всех членов готэмской “галереи бестий”: “Вот почему я никогда не хотел писать историю, очеловечивающую Джокера, как мы сделали с Безумным Шляпником или мистером Фризом, – потому что я просто не думал, что персонажу это подходит. Он почти сверхъестественный в своем роде; он некто, кто просто полностью безумен, кто делает то, что хочет, и кто злится на Бэтмена. Он наверняка любит пугать людей своей клоунской внешностью так же, как Бэтмен терроризировать преступников своей кошмарной внешностью. Джокер весьма бесчеловечен”. Пол называет сюжет “Пять путей мести Джокера”, прочитанный им в 12 лет, одной из величайших историй своего детства.
“Думаю, если взглянуть на такого персонажа, как Джокер, то он странный персонаж, о котором чрезвычайно забавно писать, но, я думаю, чем больше знаешь о нем, тем менее сильным как персонаж он становится, — утверждает Дини в другом интервью. — Чем больше направляешь на него света, тем больше искушение сделать его симпатичным, что нехорошо, потому что он – это хаотично-злая личность, которая относится к себе очень серьезно”. Пол также любит характеризовать любимого персонажа как комбинацию школьного клоуна и школьного задиры.

“Эти я помню хорошо – моя первая порция Джокеровских дизайнов для анимационного “Бэтмена”, — так комментирует Тимм эти свои очень ранние работы. — Я все еще пытался определиться с общим видом дизайна для шоу, и эти слишком чрезмерны и карикатурны, меня действительно не заботит ни один из них. В конце концов я попросил Кевина Ноулана сделать попытку и закончил дело, взяв за основу для финального дизайна один из его”. По мере эволюции дизайна ранее огромные челюсть и зубы шута-маньяка понемногу уменьшались. Если в предыдущих версиях образа его фиолетовый костюм дополняли зеленая рубашка и оранжевый жилет, то в “Бэтмене” Бертона цвета поменяли наоборот, и в BTAS задействовали именно этот вариант.
Выдающийся дизайн самого страшного злодея всех времен позволил творить по-настоящему зловещие игрушки, вроде выпущенной в 1995 г. и прилагавшейся к гамбургеру в “Макдональдсе”. К сожалению, практически весь достигнутый эффект был потерян во втором варианте Джокеровского дизайна, сделанном Брюсом Тиммом и Гленом Мураками для TNBA.
Экстраординарная личность Клоуна – Принца Преступного Мира влияла и на фоны, найдя отражение в таких убежищах персонажа, как зловещий луна-парк в “Быть клоуном” или компания “Laffco” в “Рождестве с Джокером”. Последний эпизод вообще особо хорош в плане фонов, так как их дизайнер Тед Блекмен воспользовался шансом отдать дань повлиявшим на него художникам, диснеевскому стилисту Эйвинду Эрлу (заснеженные деревья) и иллюстратору-сатирику Брюсу Макколлу (гигантская игрушечная фабрика с клоунским лицом).
Легендарного душегуба обслуживала и музыка: к примеру, основная Джокеровская тема Ширли Уокер удачно объединяла игривый клоунский мотив с притаившейся угрозой, а в “Быть клоуном” преобладали цирковые и марширующие мотивы (первая сольная работа композитора Майкла Маккуистиона, занявшая у него три недели). В случае ж со “Смеющимися рыбами” Тимм хотел, чтобы Джокер был страшнее, чем когда-либо ранее. К сожалению, анимация серии оказалась слабее, чем ожидалось, и многие устрашающие моменты Брюса из сторибоард на экране не производили впечатления. Чтобы побороть разочарование, Тимм обратился за помощью к Уокер. “Я попросил ее сделать так, чтобы это звучало, как фильм ужасов, — вспоминает Брюс. — Не фильм Бориса Карлоффа 40-х, а как “Чужие” или “Экзорцист”, с по-настоящему диссонирующей, немелодичной музыкой. В то время я как раз прочитал статью о “Психо”, и это никогда не приходило мне на ум раньше, но нет деревянных или медных духовых инструментов в этом фильме. Вся музыка сыграна на струнах. И я начал думать, что должно быть изящной вещью сделать это с этой серией, просто сыграв все очищенным и навязчивым. Весь симфонический оркестр участвует, но множество ранних звуков – это просто стонущие альты. С первого момента, когда появляется Джокер, даже при том, что он действует весело и причудливо, Ширли заставила струны делать нечто действительно странное. Они не играют его дурачество, они играют подразумевающуюся угрозу того, что он делает. Это многое дает сцене в плане напряжения. Это один из наших самых необычных выборов музыки, и он работает по-настоящему хорошо”.
Но, конечно, главным фактором успеха данной инкарнации Клоуна – Принца Преступного Мира стал выбор озвучивающего актера – Марка Хэмилла. Кстати, возможность так сказать попробовать себя в роли криминального шута в BTAS получали и Бэтмен, и Робин. В эпизоде “Забытый” в момент, когда в зеркале Брюс Уэйн превращается в Джокера, безумный смех пытается изобразить сам Кевин Конрой. А в серии “Видения в темноте”, если в первый раз смех злодея немного напоминает Хэмилла, то два другие раза он слишком высоких тонов – это развлекается Лорен Лестер.
История о том, как Марк получил роль чокнутого преступного клоуна, в разные годы звучала немного по-разному, так что стоит взглянуть на текущую версию, собрав ее из фрагментов разных интервью.
Пожалуй, рассказ следует начать со слов актера: “Я позвонил моему агенту и сказал: “Я действительно хочу участвовать в этом, но мне б хотелось сыграть злодея, которого никогда не показывали ранее… Клэйфэйса, Хьюго Стрейнджа, Двуликого”. “Мне позвонил по телефону агент Марка Хэмилла – что было абсолютно поразительно, – сказавший: “Марк – большой фан комиксов, еще больший фан Бэтмена, и он очень хотел бы стать частью сериала “Бэтмен”, — вспоминает Андреа Романо. Она пригласила звезду “Звездных войн” на роль подлого бизнесмена в “Ледяном сердце”, даже обойдясь при этом без прослушивания. “Я моделировал Ферриса с Фила Хартмана, парня с гладкой публичной персоной и совсем другой за сценой”, — поясняет Хэмилл. “Вы б не подумали, что Марк Хэмилл будет играть плохого парня, — смеется Андреа. — Даже если вы узнали его голос, будет шоком узнать позже в эпизоде, что он на самом деле злодей”.
Разумеется, Марк не собирался останавливаться на этом: “Я пришел и просто позволил моему гик-флагу развеваться. Я задавал им все эти вопросы: “Вы собираетесь использовать Раш аль Гуля? Вы собираетесь использовать доктора Хьюго Стрейнджа?” “Он проделал отличную работу, — вспоминает Романо. — Он очень сблизился с командой; он был очень щедр на истории о “Звездных войнах”. Когда мы закончили сессию, он подошел ко мне и сказал: “Я замечательно провел время, но Вы не понимаете, я хочу быть частью сериала”.
Через некоторое время потребовался другой актер на роль Клоуна – Принца Преступного Мира, и Андреа решила дать шанс Хэмиллу. По словам актера, он воспринял предложение со скепсисом: “Я получил звонок, сообщающий: “Они хотят, чтобы ты пришел на прослушивание для Джокера”. И я сказал: “Ой, это немного слишком заметно для моих вкусов. Не только это было сделано Сезаром Ромеро, но это было сделано и Джеком Николсоном. Что я могу выложить на стол такого, что не было сделано ранее?” Я сказал: “Я бы скорее сыграл Двуликого или Клэйфэйса или кого-то, кто еще не появлялся”. Причина, почему я пошел, заключалась в том, что я был абсолютно уверен, что они будут неспособны взять меня как Джокера просто потому что, с позиции связей с общественностью, идея о том, чтобы парень, сыгравший Люка Скайуокера – эту икону героизма, этого добродетельного персонажа, – играл эту икону злодейства? Фаны комиксов пресловуто требовательны. Они очень упрямы и не стесняются дать вам знать, что они чувствуют. Я думал, это будет пиар-бедствие, которое они не смогут выстоять. Это дало мне большую самоуверенность, поскольку я не думал, что у меня вообще есть шанс получить роль, так что в моем исполнении беспокойство отсутствовало”. Марк решил показать лучшего Джокера, какого только может, чтобы потом продюсеры жалели о том, что не могут взять его.
Придя на прослушивание, Хэмилл обнаружил всего одно ценное указание: “Не думай о Джеке Николсоне”. “Я помню, как пришел, и мне дали записку о Николсоне, что было совсем не тем, что я хотел делать, — рассказывает актер. — Я хотел доставить старомодную комиксовую интерпретацию Джокера. Он театральный парень, который действительно получает удовольствие; радость должна сопровождать его битву с Бэтменом”.
Марку удалось получить роль – залогом успеха стал предложенный им смех злодея: “Я играл Моцарта в “Амадее” в первом национальном туре, и затем меня перевели на Бродвей, и одна из вещей, бывших важными на моем прослушивании для Джокера, – это то, что у Моцарта был этот жуткий смех, пугавший каждого. Я много играл с этим смехом. Я использовал немного Дуайта Фрая, немного Сидни Гринстрита. Я люблю все эти старые фильмы “Уорнер Бразерс”, так что я просто позволял людям проскальзывать в смех. Иногда я получал записки вроде: “Это было немного слишком “Джерри Льюис на концерте”. Отмотайте назад”. Я говорю вам это, потому что, глядя в прошлое, после получения роли я спросил Андрею Романо: “Как я получил это? Каков был процесс? Откуда вы знали, что вам нужен я?” И она сказала: “Смех”. Тем не менее, актер все еще побаивался негативной реакции фанов до такой степени, что поначалу предлагал поставить в титрах возле Джокера вместо его имени вопросительный знак, как было с сыгравшим монстра Борисом Карлоффом в “Франкенштейне”.
Помимо голосового таланта, Хэмилл во время записи продемонстрировал редкостную способность первоклассно делать ADR – дополнительную запись диалогов. “Любой актер, которого б я наняла быть заменой голоса Джокера, должен был бы соответствовать движениям рта, установленным исполнением Тима Карри, — говорит Романо. — И этого действительно трудно достичь, работая с персонажем таким интенсивным, как Джокер, – тебе приходится подстраиваться под чужой ритм. И Марк был безумно хорош”.
Хэмилл был удивлен, обнаружив, что оказался наибольшим фаном Человека – Летучей Мыши среди всех задействованных в проекте актеров: “Фаны знают, что я фан, но многие из актерского ансамбля немного знали о Бэтмене. Дайан Першинг никогда не читала комиксы! Кевин Конрой никогда не читал комиксы о Бэтмене в своей жизни”. “Помимо его таланта, увлечение Марка проектом было столь массивным, — рассказывает Романо. — Мы скоро узнали о его поразительной любви к комиксам и всем различным инкарнациям Бэтмена. Марк – это тот парень, который, когда ты начинаешь описывать сценарий, восклицает: “О, ты имеешь в виду то, что было в “Бэтмене” номер такой-то и такой-то, когда этот персонаж впервые появился”. Он знает намного больше, чем любой из нас, так что он действительно добавил славный уровень энтузиазма”.
Еще несколько мнений-наблюдений.
Брюс Тимм: “Хэмилл был так взволнован и полон энтузиазма относительно “Бэтмена”. Он большой фан комиксов, и он по-настоящему хотел сыграть одного из крупных злодеев в то время и конкретно упомянул Джокера, а в то время мы задействовали Тима Карри как Джокера. Хэмилл был действительно разочарован и сказал: “Что ж, если кто-нибудь еще появится, вроде Хьюго Стрейнджа или еще кого, позвоните мне”. А спустя много месяцев мы приняли трудное решение заменить Тима и пригласили Марка на прослушивание для Джокера, и он идеально подошел”.
“И ему даже не надо было сильно стараться! Он может перевоплотиться в Джокера просто мгновенно. Ему не надо останавливаться и отрабатывать всю игру по Методу, как “Хорошо, так, на что похож Джокер?” Он может делать это, снимая шляпу. Он может делать это в середине предложения. Он может говорить о чем-то и переключиться прямо на голос Джокера… Это вообще-то немного страшновато”.
Кевин Конрой: “Люк Скайуокер – это милый, молодой главный герой, и, по большей части в фильмах, это, пожалуй, наименее интересный персонаж. Что ж, Марк Хэмилл не мог быть дальше от этого. Этот безумец пришел на студию звукозаписи и был совершенно эксцентричен, он проходил миллионы миль за час. Он говорил миллионы миль за час. Его воображение никогда не прекращало перескакивать от темы к теме. Он очень интеллектуально живая личность, и если вы дадите Марку тему, вы не сможете заткнуть его час”.
Пол Дини: “Я помню, как слушал его прослушивание, и когда он изобразил смех, я сказал: “Вот оно. Это просто оно”. Смех был жестоким, он был забавным, и была скрытая ужасная печаль в нем. Это был смех разрушенной души”.
“Джокер никогда не станет скучным, потому что он безумен, — поясняет Хэмилл. — Мне нравится, что у него эмоциональная зрелость девятилетнего…” В книге Пола Дини и Чипа Кидда “Мультсериал “Бэтмен” он же признается: “На Бродвее я сыграл некоторые самые сложные, богатые деталями и блаженно ненормальные роли за свою карьеру. Я никогда не мечтал, что они будут равными так называемому мультяшному персонажу. И этот персонаж, одна из икон злодейства всех времен, Джокер…” За роль актер был номинирован на премию “Энни” в 1994 г. Своим любимым Джокеровским эпизодом он называет “Рождество с Джокером”, считает “Смеющихся рыб” отличной адаптацией, а свой монолог из “Человека, который убил Бэтмена” – лучшим из тех, которые доставались персонажу.
И напоследок – небольшая подборка ранее неназванных фактов, касающихся Джокеровских серий BTAS.

“Рождество с Джокером”: В первоначальном варианте сценария в начале в магазинах перед Рождеством появлялись созданные негодяем игрушки-убийцы, а у заложников к чулкам были привязаны бомбы.
“Последний смех”: Брюс Тимм не очень любит этот эпизод и сравнивает его с “Супердрузьями” в негативном плане, поскольку у клоуна-убийцы тут нет настоящего мотива для действий.
“Быть клоуном”: В первоначальном варианте сценария Джокер похищал Джордана умышленно.
“Услуга Джокеру”: Этот сценарий, как и “Ледяное сердце”, Пол Дини написал, еще будучи фрилансером. Первоначально шут-маньяк должен был появляться в женской одежде, но потом создатели решили, что это не в его стиле, и изобрели одноразовый, как тогда считали, женский персонаж – Харли Квинн.
“Странная тайна Брюса Уэйна”: Во время падения самолета Джокер имитирует крик Гуфи из мультфильмов Диснея. Майкл Ривз написал продолжение эпизода под названием “Игры разума”, но до производства дело не дошло.
“Джокер взбешен”: Клоун – Принц Преступного Мира произносит в адрес охранника “What a maroon” – это одна из любимых фраз Багса Банни. Дини говорит, что Камерон Кайзер – это 40-летняя комбинация Дональда Трампа и главного героя гангстерского фильма “Багси”. Через четыре с половиной месяца после показа этой серии казино недалеко от Лас-Вегаса было переименовано в “Joker’s Wild Casino”, с декором на тему джокеров и клоунов, похожем на показанный в мультфильме.
“Человек, который убил Бэтмена”: Идея серии родилась в ходе споров Тимма и Дини относительно того, можно ли создать эпизод, в котором Темный Рыцарь большую часть времени бы отсутствовал.
“Осторожно, Крипер!”: Помощники Джокера Мо, Лэр и Кэр смоделированы с популярной группы комиков, известной как Три балбеса, в частности с Мо Говарда, Ларри Файна и Кэрли Говарда.

Вадим Григорьев.

Страницы: 1 2

Добавить комментарий